Синдром Аспергера— это одно из пяти видов общих нарушений развития организма, иногда называемое формой высокофункционального аутизма (то есть аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена). Проще говоря, лица с синдромом Аспергера обладают, как минимум, нормальным, либо высоким интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного.
Термин «Синдром Аспергера» предложила английский психиатр Лорна Уинг (Lorna Wing). Синдром назван в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера (Hans Asperger), который сам использовал термин «аутистическая психопатия».
У большинства людей с аутизмом и, особенно, детей, отставание в развитии может быть легко обнаружено. Они производят впечатление «отсталых», даже если их уровень IQ часто намного выше среднего. Но есть люди, которые могут по схожести называться аутистами, но не производят впечатления умственно отсталых, люди, у которых высокое развитие отдельных навыков более поражает, чем дефицит в коммуникации, социальном поведении и воображении. Их вербальная коммуникация, в частности, достаточно хорошо развита — именно этот тип нарушения развития был описан Гансом Аспергером и назван, в его честь, синдромом Аспергера.
Вот это именно мой случай!
Это не «классический» аутизм, что такое аутизм, я знаю – у одного друга ребенок аутист, пацану 6 лет, а он не говорит, мычит что-то нечленораздельное… ужас
![sad.gif](style_emoticons/default/sad.gif)
К счастью, такого со мной никогда не было.
С интеллектом у меня все в порядке, но иногда я как бы «выпадаю» из реального мира, что создает серьезные проблемы с общением.
Но обо всем по порядку.
Странности речи и языка
Многие люди с синдромом Аспергера используют слова очень специфически, включая в речь свежепридуманные слова или скомбинированные из знаний разговорного языка с корнями древних, от которых он произошёл, а также необычные сочетания слов. Они могут развить редкий дар к юмору (особенно каламбуры; игра слов; строфы, в которых смысл приведён в жертву рифме; сатира) или написанию книг. (Другой потенциальный источник юмора появляется, когда они понимают, что их буквальные интерпретации забавляют окружающих.) Некоторые настолько хорошо владеют письменной речью, что удовлетворяют критериям гиперлексии (способность понимать письменную речь выше нормы, а способность понимать устную речь — ниже нормы).
Люди с синдромом Аспергера часто выделяются весьма педантичной манерой разговора, использованием более формального и структурированного языка, чем того заслуживает ситуация. Пятилетний ребёнок с этим синдромом может регулярно говорить на языке, который бы подошёл университетскому учебнику, особенно в своей области интересов. Язык аспергера, несмотря на старомодные слова и выражения, грамматически правилен.
Развитие речи у ребенка бывает исключительно ранним, развиваясь медленно из-за типичной для аспергеров привязанности к структуре и неизменённости жизненных норм, или наоборот несколько поздним по сравнению с братьями и сестрами, после чего развивается очень быстро, так что в возрасте 5-6 лет речь в любом случае выглядит как правильная, педантичная, не по годам развитая и чрезмерно похожая на взрослую. Часто ребенок, запомнивший речевые штампы, может выглядеть понимающим разговор. Однако для него трудно или полностью невозможно быть настоящим собеседником. Специалисты по нарушениям речи обычно называют этот тип проблем термином семантическое прагматическое нарушение, означающим, что, несмотря на нормальные или хорошо выраженные навыки речи, существует неспособность использования языка для коммуникации в условиях реальной жизни. Тональность голоса может быть нарушенной (слишком сильный, сиплый, чрезмерно низкий), темп речи увеличенным или заниженным. Слова часто произносятся излишне ровно и монотонно.
Я тоже иногда выдумываю новые слова и словосочетания
Пишу я почти абсолютно грамотно, в школе даже не учил правила русского языка, т.к. считал это глупостью – все равно же я пишу правильно!
При этом моя манера разговаривать крайне педантична – я говорю штампованными казенными фразами, а если пытаюсь как-то разнообразить свою речь, то это приводит к ужасному косноязычию, или же я выгляжу по-детски, говоря банальные вещи с умным видом.
Проблемы социального характера
Характерными при синдроме Аспергера являются социальная наивность, чрезмерная правдивость и смущение после замечаний, сделанных незнакомыми взрослыми или детьми. Социальные нарушения часто не имеют такой степени тяжести, как при аутизме с низким интеллектуальным развитием. Эгоцентризм с небольшим или полным отсутствием желания или способности взаимодействовать со сверстниками является отличительным признаком нарушения.
Хотя не существует ни одной черты, которую разделяли бы все люди с синдромом Аспергера, трудности с поведением в обществе почти универсальны, и, вероятно, являются наиболее важным критерием, который определяет это состояние. Часто люди с синдромом Аспергера неспособны также передать своё собственное эмоциональное состояние. У людей с синдромом Аспергера нет естественной способности видеть и чувствовать подтекст социального взаимодействия. В результате человек с синдромом Аспергера может, например, оскорбить окружающих своими словами, хотя он вовсе не собирался никого оскорблять: просто он не чувствует границ дозволенного в данной ситуации.
Люди с синдромом Аспергера «слепы» по отношению к чужим жестам и оттенкам речи, поэтому замечают только то, что было сказано, причем в буквальном смысле. Например, человек может не чувствовать чужих телесных границ и стоять слишком близко, буквально «нависая» над собеседником, и вызывая у того раздражение.
Неаутистичные люди способны получать большое количество информации о когнитивном (умственном) и эмоциональном состоянии других людей, основываясь на контексте общения, выражении лица и языке тела, но у людей с синдромом Аспергера эта способность не развита. Это ещё иногда называют «социальной слепотой» — невозможность создания модели мыслей другого разума в своём. Им трудно или невозможно понять, что именно другой человек имеет в виду, если он не говорит прямо (то есть «читать между строк»). Это не потому, что они не могут придумать ответ, а потому, что они не могут выбрать между возможными ответами, — индивид с «социальной слепотой» не может собрать достаточно информации, чтобы сделать это, или не знает, как интерпретировать собранную информацию.
Вместе с трудностью «чтения» чужих невербальных (несловесных) сообщений, у большинства людей с синдромом Аспергера существует трудность выражения их собственного эмоционального состояния с помощью «языка тела», выражения лица и интонации в той степени, в которой на это способны большинство людей. У них такие же, или даже более сильные эмоциональные реакции, чем у большинства людей (хотя они не всегда эмоционально реагируют на те же самые вещи), трудность — в выражении эмоций, хотя внешнему наблюдателю может казаться, что эмоций они лишены.
У многих людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с «контактом глаз». Многие очень мало смотрят в глаза, так как это эмоционально перегружает их; другие смотрят в глаза неэмоциональным, «вытаращившимся» взглядом, который может показаться дискомфортным другим людям. Взгляд в основном необычен, и сам Аспергер подчеркивал его фиксированный характер, в силу того, что у людей с синдромом Аспергера в момент взгляда на другого человека срабатывает та часть мозга, которая обычно воспринимает зрительные сигналы при взгляде на неодушевленный предмет. Жестикуляция тоже может почти отсутствовать или, наоборот, выглядеть преувеличенной и неуместной.
Также стоит заметить, что поскольку синдром классифицируется как спектральное расстройство, некоторые люди с синдромом Аспергера могут обладать почти нормальной способностью к интерпретации выражения лица и другим тонким формам общения. Однако большинство людей с синдромом Аспергера не одарены этой способностью от природы. Им приходится учиться социальным навыкам с помощью интеллекта, в результате чего социальное развитие задерживается.
Если неаутист может сознательно избегать общения с определённым человеком из-за зла, который тот ему причинил или по моральным соображениям, то человек с синдромом Аспергера может не хотеть общаться ни с кем, кроме, возможно, какого-то одного человека, о котором он очень высокого мнения.
По мнению некоторых ученых, многие социальные трудности аутистов правильнее охарактеризовать как взаимное непонимание между аутистами и неаутистами. Как аутисту трудно понять язык тела неаутиста, так и неаутисту трудно понять язык тела аутиста. Некоторые аутисты утверждают, что язык тела других аутистов им понять гораздо легче, чем язык тела неаутистов. В таком случае, непонимание между аутистами и неаутистами можно сравнить с непониманием между людьми разных культур. По крайней мере, в некоторых случаях, «отсутствие социальных навыков» может быть просто нежеланием общаться с другими людьми. Даже если человек не может интерпретировать выражение лица и т. д., нежелание общаться может быть дополнительным фактором.
Я тоже слишком наивен, иногда вообще по-детски, и не могу «читать между строк».
Во многих случаях все понимаю буквально, что приводит к проблемам во взаимоотношениях с людьми.
Меня часто не воспринимают серьезно, что приводит к трудностям в карьере и материальным потерям, хотя и не катастрофическим.
А вот к компаниях меня как бы и не замечают… порой я чувствую себя малолеткой, затесавшимся в разговор взрослых, даже если большинство собеседников младше меня.
Еще иногда бывает, что я выглядел грубым и невоспитанным: например, не пропускал женщин вперед, когда погружался в свои мысли.
Впрочем, от этого я почти избавился, как и от трудностей «с контактом глаз».
Узконаправленные интересы
Синдром Аспергера может включать в себя интенсивный и обсессивный (навязчивый) уровень сосредоточения на объектах интереса. Типичными являются примеры интересов, когда человек интенсивно изучает или слишком увлекается предметами, которые могут казаться странными для его возраста или культурного развития. Например, ребенок в раннем школьном возрасте имеет особый интерес к «умершим композиторам». Именно это увлечение так заинтересовало психотерапевтов, что они в течение 2 лет пытались проанализировать содержание и смысл этого, так и не придя к значимому заключению. Действительный интерес этого мальчика сводился к увлечению компакт-дисками. Он любил наблюдать за их вращением в проигрывателе. Как и многие другие, имеющие синдром Аспергера, он мечтал о «полной коллекции» компакт-дисков. Одним из путей достижения этого была концентрация на умерших композиторах: если они умерли, то, по крайней мере, он мог быть уверен, что они уже не напишут ни одного музыкального произведения.
Особенно популярные интересы: средства передвижения и транспорт (к примеру — поезда), компьютеры, математика, астрономия, динозавры. Всё это нормальные интересы обычных детей; необычность заключается в интенсивности интереса. Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях они меняются в непредсказуемые моменты времени. В любом случае, в каждый данный момент времени обычно присутствует один или два интереса. В своей области интересов люди с синдромом Аспергера часто очень тонко разбираются, способны к почти обсессивному сосредоточению и проявляют феноменальную, иногда даже эйдетическую, память. Ганс Аспергер называл своих юных пациентов «маленькими профессорами», так как, по его мнению, его тринадцатилетние пациенты обладали в своих областях интересов такими же всеобъемлющим и тонким пониманием, как университетские профессора. Но, к сожалению, из-за нежелания людей с синдромом Аспергера устанавливать контакты с другими людьми, особенно, близкими по возрасту, а так же из-за неумения (или нежелания) доводить свои мысли до окружающих, обширным познаниям различных наук так и суждено остаться в глубинах их разума.
Не все врачи полностью согласны с этой характеристикой; например, как Уинг, так и Гиллберг утверждают, что часто имеет место простое зазубривание, а не настоящее понимание областей интересов, хотя иногда бывает и наоборот. Стоит отметить, что эта деталь не играет роли при диагностировании, даже в соответствии с собственными критериями Гиллберга.
Когда человек с синдромом Аспергера занимается тем, что его интересует, он ничего не видит и не слышит, в прямом смысле слова, демонстрируя редкую компетентность в выбранной области. Вне своих областей интересов люди с синдромом Аспергера часто весьма ленивы. В школьные годы многие из них воспринимаются как умные, но неуспевающие, явно способные превзойти сверстников в своей области интересов, но постоянно ленящиеся делать домашние задания (иногда даже в своей области интересов). Другие, наоборот, способны отлично успевать по всем предметам и обладают высокой мотивацией к тому, чтобы превзойти сверстников. Это затрудняет диагностику синдрома. В серьёзных случаях, комбинация социальных проблем и узких интересов может привести к своеобразному поведению, например при встрече с незнакомцем человек с синдромом Аспергера, вместо того чтобы представиться, как принято, заводит длительный монолог о своём специальном интересе. Однако, став взрослыми, они иногда преодолевают свою лень и отсутствие мотивации и развивают терпимость к новым видам деятельности и новым людям. Даже те, кому удается влиться в социум, продолжают испытывать подавляемый в себе дискомфорт чужеродности своей социальной роли. Многие латентные аутисты Аспергера ведут тайную битву с собой на протяжении всей жизни, маскируясь и приспосабливаясь под окружение и приспосабливая его под себя.
Вот это очень любопытно
![smile.gif](style_emoticons/default/smile.gif)
Подобными «узконаправленными интересами» можно объяснить и мои очень необычные, хотя и связанные с женским телом, фантазийные образы.
Что касается прочих интересов:
В детстве, во втором-третьем классе я просто фанател от динозавров и от палеонтологии вообще.
Как-то в детской библиотеке прочитал иллюстрированную книжку про динозавров, и «заболел» ими.
Дома у меня была (и есть сейчас) Большая Советская Энциклопедия, я там делал закладки на статьи про разные виды динозавров и других древних животных (порой нахожу эти закладки до сих пор!)
Увлечение динозаврами сошло на нет вскоре после того, как я рассказал об этом друзьям, а они высмеяли этот мой интерес.
Потом было еще что-то, а позже, лет в 13, возникло увлечение транспортом.
Нет, не легковыми машинами, которые впоследствии можно было приобрести и самому, а именно общественным и грузовым транспортом, кроме флота (т.к. моря в моем городе нет).
Особенно я увлекался автомобильными номерами, а также гортранспортом.
Например, знал на память бортовые номера всех трамваев и троллейбусов своего города (номера трехзначные, машин несколько десятков), многих автобусов.
В некоторых компаниях об этом увлечении я боялся говорить, чтобы не подняли на смех, а в других, где отношения казались мне более доверительными, – наоборот, говорил только об этом, чем вызывал недоумение, а нередко и отторжение.
Я сам замечал, как после мои рассказов о том, какие номера у трамваев новой модели и по каким маршрутам они ходят, менялось отношение одноклассников ко мне. Возникала какая-то дистанция в общении; если раньше ко мне обращались по имени, то потом стали по фамилии (а обращение по фамилии в школе считается явным признаком неуважения).
Увлечение транспортом сохраняется и до сих пор: я люблю говорить о том, какие модели маршруток ездят в разных городах, помню все коды регионов России и т.п.
При этом личный транспорт мне все так же не интересен.
У меня нет желания получить права и купить машину.
Разве что для того, чтобы больше нравиться женщинам.
Заметил, что если я начинаю говорить с девушками об общественном транспорте, то практически моментально убиваю первичное хорошее впечатление о себе и на дальнейшее развитие отношений рассчитывать не приходится.
Я недавно случайно нашел на Луркоморье статью про транспортных фанатов (ТФ):
https://lurkmore.ru/...
Как прочитал – полдня ржал над этой статьёй
![lol.gif](style_emoticons/default/lol.gif)
Так далеко мое увлечение транспортом, к счастью, не зашло, да и живу я в далеком Замкадье, и в моем городе есть, может быть, два-три человека со схожими увлечениями.
Там еще есть ссылка на статью про железнодорожных маньяков, оттуда я и узнал про синдром Аспергера и вышел на его описание в Википедии.
Но вернемся к синдрому Аспегера:
Прочие характеристики
Вообще говоря, индивидуумы с синдромом Аспергера любят порядок. Некоторые исследователи упоминают принуждение жёстким повседневным ритуалам (себя или других) как один из критериев для диагностирования этого состояния. Ритуалы могут быть «более высокого уровня» (и даже более тщательно разработаны), чем те, которые встречаются при аутизме. Так, один 10-летний мальчик требовал, чтобы родители возили его, брата и сестру на машине каждым субботним утром так, чтобы он мог, сидя на заднем сиденье машины, делать записи в своем дневнике, по которым определял, проехали ли они около каждого фонтана в нижней части их родного города. По-видимому, изменения в их повседневных ритуалах наводят страх по крайней мере на некоторых людей с этим состоянием (Attwood 100).
Люди, подверженные синдрому Аспергера, могут демонстрировать диапазон других сенсорных, физиологических аномалий, и аномалий развития. У детей с синдромом Аспергера часто замечаются свидетельства замедленного развития точных моторных навыков. У них может наблюдаться специфическая «ковыляющая» или «рубящая» осанка при ходьбе, и при ходьбе они могут держать свои руки в необычной манере, могут быть неуклюжи в движениях. Координация движений нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Возможны трудности в обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках. Подверженные синдрому Аспергера создают впечатление крайне неуклюжих людей. Это особенно заметно в социальных условиях, в окружении многих людей.
Некоторые люди с синдромом Аспергера страдают от разной степени сенсорных перегрузок, и могут быть патологически чувствительными к громким звукам или сильным запахам, или не любить, когда к ним прикасаются — например, некоторые дети с синдромом Аспергера сильно противятся прикосновениям к голове или потревоживанию их волос. Такая сенсорная перегрузка может заострить проблемы, с которыми дети с синдромом Аспергера сталкиваются в школе, где уровень шума в классе может стать непереносимым для них. Некоторые также не в состоянии заблокировать некоторые повторяющиеся стимулы, такие как постоянное тиканье часов. Тогда как большинство детей перестанут регистрировать этот звук в течение короткого времени, и могут услышать его только с помощью усилия воли, дети с синдромом Аспергера могут отвлекаться, стать возбуждёнными, или даже (в редких случаях) агрессивными, если звук не будет прекращён.
Да, я люблю порядок, а еще создаю впечатление страшно неуклюжего человека.
У меня были трудности и с ездой на велосипеде, и с плаванием, и с катанием на лыжах и коньках.
Впрочем, плавать я научился, и отлично держусь на воде, хотя и плаваю медленно и не могу нырять.
На лыжах (не на горных) тоже научился неплохо кататься.
Жизнь с синдромом Аспергера
Одна из главных проблем людей с синдромом Аспергера состоит в том, что окружающие не понимают их особенностей, и объясняют их «ненормальностью», «чудаковатостью» или «ленью». Проблема в том, что от них ожидают тех же стандартов и поведения, что и от большинства людей, и сами люди аутичного спектра, часто предъявляют к себе неадекватные требования. Важно понять, что человек может быть талантлив и успешен в одном, и некомпетентен в другом, даже если это другое такая простая вещь как беседа по телефону или просто светский разговор. Впрочем, это важно понять в отношении всех людей — мы преувеличиваем наше сходство и часто не замечаем или дискриминируем людей с различиями, и это относится не только к синдрому Аспергера.
Почти треть больных синдромом Аспергера способны выполнять «нормальную» работу и жить самостоятельно, хотя обычно не могут осуществлять и то и другое. Самых способных — 5 % из общего количества больных — во многих случаях нельзя отличить от нормальных людей, но проблемы адаптации могут быть обнаружены при нейропсихологическом тестировании.
Синдром Аспергера обычно приводит к проблемам в нормальных социальных взаимодействиях со сверстниками. Эти проблемы могут быть очень серьёзными, особенно в детстве и юношестве; дети с синдромом Аспергера часто являются жертвами задир, обидчиков и хулиганов в школе из-за их специфического поведения, речи и интересов, и из-за их слабой, или ещё неразвившейся способности воспринимать, и адекватно, и социально допустимо отвечать на неречевые знаки, особенно в ситуациях интерперсонального конфликта. Ребёнок или подросток с синдромом Аспергера часто озадачен источником такого плохого обращения, не понимая что было сделано «неправильно» («не по правилам», «не по понятиям»). Социальное отторжение детей с синдромом Аспергера может доходить до такой степени, что они создают воображаемых друзей для компании (хотя это, конечно, не особенная черта синдрома Аспергера; неаутистичный ребёнок может поступить точно также). Даже дальше в жизни, многие люди с синдромом Аспергера жалуются на чувство, что они невольно становятся отсоединёнными от окружающего мира.
Дети с синдромом Аспергера часто демонстрируют продвинутые для их возраста способности в языке, чтении, математике, пространственном мышлении, музыке, иногда доходящие до уровня «одарённых»; однако, как было отмечено выше, это может быть уравновешено заметными задержками в развитии в других областях. Эти черты, в сумме, могут создать проблемы для учителей и других лиц, обладающих авторитетом или наделённых властью. (Здесь может иметь значение то, что одно из социальных соглашений, которое большинство людей с синдромом Аспергера игнорируют — это уважение авторитетов. Эттвуд замечает их склонность чувствовать, что со всеми людьми надо обращаться одинаково, несмотря на их положение в обществе; ученик с синдромом Аспергера может не показывать уважения, пока не решит, что оно было заработано. Такое отношение многие учителя либо не поймут, либо сделают для него сильное исключение.) Как и большинство одарённых детей, ребёнок с синдромом Аспергера может считаться учителями «проблемным» или «неуспевающим». Чрезвычайно низкая терпимость и мотивация ребёнка к тому, что он воспринимает как однообразные и непримечательные задачи (вроде типичного домашнего задания), может легко разочаровать; учитель может даже посчитать ребёнка высокомерным, злопамятным и непослушным. А в это время ребёнок молча сидит за партой, чувствуя себя расстроенным и несправедливо обиженным, и часто не зная как выразить эти чувства.
Синдром Аспергера вовсе не обрекает человека на несчастную жизнь. Интенсивное сосредоточение и тенденция логически решать задачи, свойственные синдрому Аспергера, часто дают людям с синдромом высокий уровень способностей в их области интересов. Когда эти особые интересы совпадают с материально или социально полезной задачей, индивидуумы с синдромом Аспергера часто могут жить в достатке. Ребёнок, увлечённый мореплавательной архитектурой, может вырасти и стать успешным корабельным плотником.
С другой стороны, многие люди с синдромом Аспергера могут чересчур остро переживать нарушение своих ежедневных ритуалов или невозможность выражать свои особые интересы. Например, ребёнок с синдромом Аспергера может оказаться одарённым писателем для своего возраста и будет с удовольствием работать над своими рассказами во время уроков. А учитель может настаивать, чтобы ученик, вместо этого, был внимателен на уроке или работал над поставленным домашним заданием. Не-аутистичный ребёнок в таких условиях может немного расстроиться, но скорее всего послушается учителя. Для ребёнка с синдромом Аспергера, с другой стороны, это испытание может быть крайне травматичным, а реакция — изумить учителя и других детей в классе: обычно замыкающийся в себе ребёнок вдруг злится или огорчается несоразмерно ситуации. Критика действий ребёнка в этот момент (например, как незрелых или неуважительных) может сильно повредить чувство собственного достоинства ребёнка, которое и так довольно хрупкое.
Хотя многие люди с синдромом Аспергера не достигают в своей жизни того, что обычно считается «успехом в обществе» и многие из них всю жизнь остаются одинокими, они вполне могут встретить понимание у других людей и установить с ними близкие отношения. У многих аутистичных людей есть дети, и у этих детей может и не быть синдрома аутистического спектра. Также многие люди с синдромом Аспергера замечают свои затруднения и пытаются приспособиться к жизни среди людей без синдрома, даже если они никогда в жизни не слышали термин «синдром Аспергера» или считают, что он к ним не относится. Ребёнок с синдромом Аспергера может с помощью тренировки и самодисциплины стать взрослым, который, хотя и страдает синдромом Аспергера, способен неплохо социально взаимодействовать с другими. Однако из-за замедленного социального развития люди с синдромом Аспергера могут иногда чувствовать себя наиболее комфортно с людьми, которые немного моложе их.
Партнёры и члены семьи людей с синдромом Аспергера часто более подвержены депрессии, чем популяция в среднем, потому что люди с синдромом Аспергера не могут спонтанно выражать симпатию, и могут быть очень буквальными; с ними может быть трудно эмоционально общаться. Однако, тот факт, что они не показывают симпатию (или, по крайней мере, не делают это привычным способом), совсем не означает, что он или она не чувствуют её. Понимание этого может позволить партнёру не чувствовать себя отвергнутым. Существуют способы обойти эти проблемы, например, не скрывая свои потребности. К примеру, описывая эмоции, следует говорить прямо и избегать нечётких выражений, вроде «расстроен», когда эмоция более точно описывается как «злой». Очень часто бывает наиболее эффективным просто изложить на понятном языке, что представляет из себя проблема, и спросить партнёра с синдромом Аспергера о его эмоциях и причинах конкретной эмоции. Очень полезно, если член семьи или партнёр прочитает как можно больше про синдром Аспергера и про другие сопутствующие расстройства (как например те, которые упоминаются в этой статье).
Да, с детства я был изгоем и не вписывался в коллектив.
Со мной трудно общаться, поэтому люди сами избегают контактов со мной (об этом я писал в теме про отсутствие друзей и подруг).
Действительно, синдром Аспергера не означает несчастную жизнь.
Как я уже не раз писал, у меня нормально все, кроме личной жизни.
А теперь со всей этой фигней попробуем взлететь
В смысле – что делать с синдромом Аспергера?
Ни к коем случае наличие у меня этих симптомов не оправдывает онанизма, лени и других сопутствующих проблем.
Но понимание того, что я в своей проблеме не одинок, значительно облегчает борьбу с ней.
Я уже давно понял, что причиной моего одиночества является мозготрахание, в свою очередь вызванное особенностями воспитания: мне дали раннее развитие, рано научили читать, в результате мозг стал активно думать, но все это было в одиночестве, и конкретного приложения для мозговой активности не было, вот я и стал активно фантазировать, отсюда и вся эта фигня.
Кстати, постоянные мысли в голове требуют энергии, отсюда (а также от стремления к удовольствиям) – проблема переедания и лишнего веса.
Для борьбы с моими тараканами эффективно помогают:
Во-первых, работа с подсознанием. BSFF однозначно помогает бороться с внутренним диалогом и устранять старые обиды и ненужные эмоции, мешающие жить.
Во-вторых, как можно более полное понимание своей проблемы и реальные действия, исходя из этого понимания.
Например, транспортный фанатизм, о котором я написал выше.
Хотя никакого фанатизма у меня, конечно, нет, так, легкое мозготрахание.
Хотя можно извлечь и полезные свойства из этого увлечения.
Вот, например, когда я стою на остановке, я, как правило, уже издалека замечаю маршрутку нужного мне маршрута – по цвету, по рекламе, по номерам и т.п., причем делаю это не специально, а вполне естественно!
И тут дело не в том, что подобное умение распознавать маршрутки и трамваи может быть полезно (существенной пользы от этого, в общем-то, нет), а в том, что у других людей такая же легкость наблюдается в общении, и так оно и должно быть! А общаться я могу, у меня нет какой-то необъяснимой застенчивости – вот и есть, куда перенаправлять мои навыки, пусть и полученные мозготраханием.
Вдобавок узконаправленные интересы могут сознательно перенаправлены в работу или в хобби, при наличии соответствующей мотивации.
Хотя этому мешает бардак в делах… но это уже другой вопрос.