«Хорошо, Бахия, тебе следует тренироваться так: «В видимом должно быть просто видимое; в слышимом должно быть просто слышимое; в ощущаемом должно быть просто ощущаемое; в осознаваемом должно быть просто осознаваемое.
Когда, Бахия, для тебя в видимом будет просто видимое; в слышимом будет просто слышимое; в ощущаемом будет просто ощущаемое; в осознаваемом будет просто осознаваемое, тогда ты не будешь существовать «с этим». А когда ты не существуешь «с этим», тогда ты не существуешь «в этом». Когда, Бахия, ты не существуешь «в этом», тогда ты не существуешь ни в том, ни в другом, ни посередине этих двух. Так происходит конец страдания».1
Бахия сутта
Уд 1.10
http://www.theravada...-alokananda.htm
1 Прим. переводчика (Алокананда): Просто переживая все объекты чувственного мира как процесс, не считая его собой, не видя себя в них, в переживающем их или где-либо между. Утвердившийся в этом восприятии и реализует освобождение от страдания.
Комментарий Бхикку Аналайо.
"Это наставление направляет обнаженное осознавание на все, что можно увидеть, услышать, почувствовать или узнать. Поддерживание обнаженного осознавания таким образом препятствует тому, что ум оценивает и умножает простые данные чувственного восприятия. Это соответствует перехвату первых стадий в последовательности процесса восприятия при помощи внимательного наблюдения. Здесь обнаженное осознавание просто регистрирует всё появляющееся через врата органов чувств без порождения искаженных форм восприятия, а также неблагоприятных мыслей и ассоциаций. Что касается сдерживания органов чувств, то стадия наделения «признаком» тем самым подпадает под осознавание. Установление обнаженного осознавания на этой стадии процесса восприятия препятствует возникновению скрытых склонностей, притоков и оков.
Активности видения, слышания, чувствования и узнавания, упоминаемые в наставлениях Бахие, также встречаются в Мулапарияя-сутте (Mulapariyaya Sutta). В этой сутте непосредственное понимание арахантом явлений противопоставляется обычному восприятию, которое ошибается относительно своих воспринимаемых объектов. В Чаббисодхана-сутте (Chabbisodhana Sutta) свобода араханта от видимого, слышимого, чувствуемого и узнаваемого связывается со свободой от привязанности и отвращения. В других местах обсуждаются такие же наборы активностей с дополнительным упором на избавление от отождествления. Это предписание, в частности, уместно, поскольку, согласно Алагаддупама-сутте (Alagaddupama Sutta), активности видения, слышания, чувствования и узнавания могут вести к ошибочному развитию ощущения самости. В Упанишадах же эти активности принимаются как свидетельство восприятия активности самости. Согласно наставлениям Бахие, поддерживая обнаженное сати для всех врат органов чувств, не следуешь «этим», что подразумевает отсутствие увлеченности обусловливающим потоком процесса восприятия, и тем самым переживание не видоизменяется в результате субъективных пристрастий и искаженных когниций. Не увлекаясь, не находятся «в этом» вследствие субъективного участия и отождествления. Такое отсутствие нахождения «в этом» направляет внимание на ключевой аспект наставлений Бахие, на постижение анатты как отсутствия воспринимающей самости. Отсутствие «этим» и «в этом» также образует сравнительно продвинутую стадию практики сатипаттханы, когда медитирующий становится способным систематически поддерживать обнаженное осознавание всех врат органов чувств и тем самым не следует «этим», оставаясь свободным от «цепляния за что-то в мире», а также не пребывает «в этом», продолжая «пребывать независимо», как сказано в «рефрене» сатипаттханы.
Согласно завершающей части наставлений Бахие, поддерживая осознавание описанным выше способом, не остаются «здесь», «там» или «посередине». Способ понимать «здесь» и «там» – это принимать их как представляющие субъект (органы чувств) и соответствующие объекты, где «посередине» означает обусловленное возникновение сознания. Согласно суттам из Ангуттара-никаи, именно «швея» страстного желания (tanha) «пришивает» сознание («середину») к органам чувств и к их объектам (два противоположных конца). Накладывая этот образ на наставления Бахие, можно сказать, что при отсутствии страстного желания эти три условия для перцептивного контакта недостаточно «связываются» вместе, так сказать, для дальнейшего размножения. Такое отсутствие ненужного размножения становится характеристикой узнавания арахантов, которые больше не подвергаются влияниям субъективных пристрастий и узнают явления без соотнесения с самим собой. Свободные от страстного желания и размножения, они не отождествляются со «здесь» (органы чувств), «там» (объекты) или «посередине» (сознание), что приводит к освобождению от любого вида становления, будь оно «здесь», «там» или «посередине»".
Бхиккху Аналайо. Прямой путь к реализации.
jLaBsnwaHCo.jpg 168,46К
0 Количество загрузок: