Перейти к содержимому


Фотография

Механизмы страха. Как его преодолеть?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 RedDragon

RedDragon
  • Победители
  • Доверенные
  • Пользователь 27721
  • 1 438 сообщений
  • Я Отвечу на Ваши вопросы
  • Максимальный срок без онанизма: Более 2 лет

Отправлено 09 Январь 2018 - 21:53

Бесспорно, каждый из нас когда-то испытывал страх. Что это такое? И как оно работает? Знания о страхе не помешают, даже если Вы ученик, студент и не планируете прыгать с крыш, воевать и держать оружие в руках. Человек способен испытывать страх в совершенно разных ситуациях, в меру своего личного опыта.

Страх — это эмоциональное состояние человека, которое сопровождает ситуации, представляющие угрозу нормальной жизнедеятельности организма, обычно сопровождаемое формированием оборонительной мотивации. Впрочем, оно может сопровождаться и другими мотивациями, направленными на избавление от опасности. 

Каков механизм страха? 

Это довольно универсальный механизм, который впервые был показан академиком Петром Анохиным. Он доказал, что, когда возникают любые мотивации, происходит возбуждение сетчатой ретикулярной формации (участок ствола головного мозга и центральных отделов спинного мозга), которая обеспечивает ретикулирующие (разрыхляющие) эффекты на кору и другие вышележащие отделы головного мозга, например на эмоциогенную структуру, ведь страх может быть не просто страхом, он может быть связан с какой-то дополнительной эмоцией. 

Бывают случаи, когда очень сильный страх становится доминирующей мотивацией, при этом выключаются другие насущные потребности организма. При таком состоянии может снижаться активность корковых центров мозга. Бывает, что человек не может пошевелиться, будучи сильно испуганным. А в других случаях страх может, наоборот, активировать работу коры больших полушарий, особенно у тренированных людей — у них активируются корковые механизмы (процессы внимания и принятие решения) возбуждения ретикулярной формации. Например, солдаты после долговременного прибывания на фронте становятся менее уязвимы стрессовым ситуациям. 

Какие гормоны и структуры тела задействованы во время страха?

Когда человек боится, происходит выработка определенных специфических гормонов, а также особенных молекул, которые называются пептидами. 

Самые известные гормоны — это адреналин («гормон кролика») и норадреналин («гормон льва»). Адреналин вызывает учащение сердцебиения, сужение сосудов брюшной полости, мускулатуры, слизистых, способствует расслаблению мускулатуры кишечника, расширению зрачков. Основной задачей этого гормона является адаптация организма к реагированию на стресс. Адреналин способствует улучшению функции скелетных мышц. Если этот гормон продолжительное время оказывает действие на организм, то в этом случае увеличивается в размерах миокард и скелетные мышцы. Норадреналин является одновременно гормоном и вместе с тем нейромедиатором (химическое вещество, посредством которого осуществляется передача электрохимического импульса). Его уровень также повышается в состоянии стресса, шока и в других подобных состояниях. Норадреналин сужает сосуды и повышает уровень артериального давления. Продолжительность действия норадреналина по времени меньше, чем действие адреналина. И тот и другой гормон вызывает тремор. Непосредственно после определения стрессовой ситуации гипоталамусом выделяется кортикотропин в кровь. Кортикотропин, достигнув надпочечников, побуждает производство адреналина и норадреналина. 

Проблема пептидов не слишком хорошо изучена, к тому же многие материалы могут быть засекречены, так как подобные исследования могут представлять интерес для военных организаций и спецслужб. Но физиологические свойства пептидов продолжают активно изучаться. Нейропептиды могут обеспечивать формирование тонких психических состояний, в том числе гнева, страха, испуга. В психиатрии и исследованиях коры головного мозга существует классификация видов страха: в частности, выделяют фобии, ипохондрию, панические атаки, бред преследования и т. д. 

Какая польза и вред страха?

Страх, подобно боли, представляет собой защитный механизм психики. Влияние страха на поведение может быть очень индивидуальным. Если страх не очень силен, то, как и любая умеренная по силе мотивация, он может улучшать целенаправленное поведение и способствовать верным решениям. Но крайне сильный страх, как и любая сверхсильная мотивация, может мешать правильному соображению. Если человек умеренно боится публичных выступлений, то качество доклада может улучшиться, но если эмоция слишком сильная, то, скорее всего, он потерпит неудачу. 

Как работают рефлексы во время страха?

При страхе в большей степени включаются подкорковые лимбические структуры, они работают автоматически. Академик Павлов называл эти влияния «слепой силой подкорки». Например, человек, идя по лесу, видит корягу, похожую на змею. Прежде всего на нее отреагируют лимбические структуры, которые заставят его испугаться и отпрыгнуть. Структура этих подкорковых центров имеет более примитивные черты, чем сложная и многоуровневая организация коры больших полушарий. Поэтому в таких острых ситуациях обработка информации «эмоциональным» мозгом может происходить быстрее, но не обязательно точнее. Затем включается рациональный корковый анализ, который дает возможность определить, что перед нами: змея или все-таки коряга. При страхе могут включаться рефлексы вегетативной системы, которая управляет внутренними органами. Она состоит из симпатического и парасимпатического отделов. Парасимпатическая система может объяснить формирование так называемой «медвежьей болезни» при страхе. Говорят, что в организме у медведей особенно выражены эффекты парасимпатической нервной системы.

Как моделируют страх? 

Страх может быть экспериментально смоделирован при помощи электрического раздражения так называемых мотивациогенных центров особой структуры мозга — гипоталамуса. Таким образом, вживив животным стимулирующий электрод в вентромедиальный гипоталамус, физиологи могут наблюдать ярко выраженную реакцию избегания и страха. 

Как преодолеть страх? 

Основные принципы борьбы со страхом — это осмысление отношения к страху и понимание его механизма.

1. Страх преодолим постепенно. Часто людям, боящимся что-либо сделать, советуют: «А ты возьми и просто сделай!». Часто этот процесс является сложным, но постепенно, раз за разом, организм привыкает к решению задач, вызывающих страх. 

2. Пересмотр своих ценностей помогает в борьбе со страхом. Страх преследует человека довольно часто в тех областях жизни, которые имеют для него наибольшее значение. Для солдата — это сохранение жизни, для бизнесмена — это удачное дело. Осмысление своей жизни, поиск других точек зрения и нового мировоззрения способствует в отношении к страху. 

3. Эффект спонтанности преодолевает страх. Сделать внезапно то, что ранее даже в мыслях вызывало дрожь. По примеру солдата, неизбежно случаются ситуации, в которых надо действовать мгновенно, иначе смерть неминуема. 

4. Наблюдение за окружающими помогает одолеть страх. Посмотреть, что предпринимают другие люди в сложных ситуациях. Это будет служить наглядным примером, на который можно ориентироваться. Взять за образец человека, проявляющего смелость, уверенность и храбрость в своих действиях. 

5. Расслабление преодолевает страхи. В состоянии волнения или умственного напряжения чувствуется зажатость в теле и скованность в движениях. Следовательно, расслабив тело, можно успокоить и ум. Для этого чаще всего используются дыхательные техники или релаксация. Глубокое дыхание полезно во многих случаях. 

6. Тщательное изучение объекта страха помогает преодолеть страх. Так устроено природой — люди боятся всего, что для них является новым или неизученным. Чтобы побороть страх, надо больше знать, кого и почему мы боимся. Принцип применим не только к объектам, но и к людям, а также к ситуациям. Хорошо их изучив, можно понять, как действовать, а потому страх проходит сам собой. 

7. Трезвая оценка самого себя необходима. Представление о самом себе зачастую складывается из мнения окружающих и их оценки, которые чисто субъективны. А потому не стоит принимать близко к сердцу слова окружающих, а стремиться самому разобраться в себе, выявить положительные и отрицательные черты. Иногда стоит поговорить о своих страхах и с близкими.

В общем, неважно, солдат ли Вы в горячей точке, или школьник на контрольной по математике, или стеснительный молодой человек на свидании и т. д., эти знания неизбежно могут пригодиться в познании самого себя.



#2 Wellender1994

Wellender1994
  • Доверенные
  • Пользователь 17387
  • 8 722 сообщений

Отправлено 10 Январь 2018 - 11:03

Очень важная тема, сам над ней размышляю часто.

Мне вот интересно, пилотов же учат как побороть панику чтобы успешно посадить самолёт и устранить неисправность. В состоянии паники это сделать нереально. Как пилотов учат сохранять хладнокровие, когда есть высокая угроза авиакатастрофы?
  • RedDragon, Creative и listik это нравится

#3 RedDragon

RedDragon
  • Победители
  • Доверенные
  • Пользователь 27721
  • 1 438 сообщений
  • Я Отвечу на Ваши вопросы
  • Максимальный срок без онанизма: Более 2 лет

Отправлено 10 Январь 2018 - 13:04

Мне вот интересно, пилотов же учат как побороть панику чтобы успешно посадить самолёт и устранить неисправность. В состоянии паники это сделать нереально. Как пилотов учат сохранять хладнокровие, когда есть высокая угроза авиакатастрофы?

Подобными методами. Пилоты периодически проходят психологические и физические тесты на проф. пригодность. Их обучают в симуляторе, ведут лекции, объясняя обязанности. Частенько студентов последних курсов отправляют на полигоны, дают полетать на кукурузниках. Методом проб постепенно нарабатывается навык и паника уходит на второй план, а то и вовсе исчезает.   


  • Wellender1994, Creative и Победа над злом это нравится

#4 Wellender1994

Wellender1994
  • Доверенные
  • Пользователь 17387
  • 8 722 сообщений

Отправлено 10 Январь 2018 - 14:12

Мне вот интересно, пилотов же учат как побороть панику чтобы успешно посадить самолёт и устранить неисправность. В состоянии паники это сделать нереально. Как пилотов учат сохранять хладнокровие, когда есть высокая угроза авиакатастрофы?

Подобными методами. Пилоты периодически проходят психологические и физические тесты на проф. пригодность. Их обучают в симуляторе, ведут лекции, объясняя обязанности. Частенько студентов последних курсов отправляют на полигоны, дают полетать на кукурузниках. Методом проб постепенно нарабатывается навык и паника уходит на второй план, а то и вовсе исчезает.
Я бы хотел найти какие нибудь упражнения из авиационных и морских училищ, которые я бы сам мог использовать в "обычной жизни". Стоит отметить, что авиация в современном виде появилась аж в конце 19 веке и тогда обходились без симуляторов :)
  • RedDragon это нравится

#5 RedDragon

RedDragon
  • Победители
  • Доверенные
  • Пользователь 27721
  • 1 438 сообщений
  • Я Отвечу на Ваши вопросы
  • Максимальный срок без онанизма: Более 2 лет

Отправлено 10 Январь 2018 - 15:41

 

 

Мне вот интересно, пилотов же учат как побороть панику чтобы успешно посадить самолёт и устранить неисправность. В состоянии паники это сделать нереально. Как пилотов учат сохранять хладнокровие, когда есть высокая угроза авиакатастрофы?

Подобными методами. Пилоты периодически проходят психологические и физические тесты на проф. пригодность. Их обучают в симуляторе, ведут лекции, объясняя обязанности. Частенько студентов последних курсов отправляют на полигоны, дают полетать на кукурузниках. Методом проб постепенно нарабатывается навык и паника уходит на второй план, а то и вовсе исчезает.
Я бы хотел найти какие нибудь упражнения из авиационных и морских училищ, которые я бы сам мог использовать в "обычной жизни". Стоит отметить, что авиация в современном виде появилась аж в конце 19 веке и тогда обходились без симуляторов :)

 

Статья по этому поводу: http://www.physiolog...ovki-letchikov/

 

Если интересно, тренажер перегрузок: http://www.rusys.ru/...d=100050663.htm

 

ste-ey.jpg


  • Победа над злом это нравится


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных