http://arzamas.academy/mag/300-famale
Онанизм
До начала Нового времени аутоэротизм рассматривался как один из грехов против природы, но грех скорее простительный и широко распространенный. Занимавшиеся самоудовлетворением мужчины и женщины могли делать это в одиночку и группами, пользуясь воображением или медицинскими изданиями с анатомическими рисунками. Наряду с религиозным взглядом на «грех Онана»
существовала и медицинская точка зрения, которая постепенно укрепляла свои позиции. Согласно гуморальной теории, все жидкости человеческого тела должны были находиться в здоровом равновесии. Это требование касалось как основных соков (крови, флегмы, желтой и черной желчи), так и дополнительных — урины, слюны, половых жидкостей. Их избыток или недостаток разрушали здоровье и делали тело вялым и болезненным. Поэтому медики видели в онанизме — пустой растрате мужского или женского семени — большой вред здоровью и причину таких болезней, как эпилепсия, судороги, ломота, апоплексия, слепота, лихорадка, чахотка, оспа и сумасшествие. Но широких кругов эти идеи достигли лишь в XVIII веке, с публикацией трактата «Онанизм» (1760) лозаннского врача Симона Андре Тиссо. За полтора столетия трактат выдержал больше 60 переизданий только на французском языке, его копировали и издавали под чужими именами. По-русски он вышел в 1793 году и сразу был воспринят как предостережение.ПричиныТиссо объяснял утрату жизненных сил, якобы происходящую в результате самовозбуждения, потерей полезной влажности и прекращением естественного испарения: мускулы сластолюбца увядают, семя теряет способность к зачатию и сохнет мозг. Потеря семени лишала кровь «бальзамического начала» и делала ее водянистой и бессильной, чем объяснялась склонность онанистов к скуке и самоубийству. Если же по какой-то случайности онанисты производили потомство, то оно носило на себе печать вырождения и родительской слабости: рахитичные и бледные «создания с косыми ногами, с несовершенным телесным развитием, с ранним умом, свойственным пожилому возрасту, — создания, которые с важным видом старика с потухшими глазами играют в куклы и прежде окончательной зрелости смотрят в могилу».Страдающие онанизмом женщины были подвержены истерике и другим недугам матки, мучились от желтухи, болей в спине и судорог. На фоне мастурбации все остальные болезни извращались и принимали неправильное течение, что затрудняло их диагностику и лечение.Лечение и профилактикаВрачи советовали не лечить болезнь, а предупреждать ее, избегая в воспитании детей всего, что могло бы возбудить в них раннее половое влечение и тягу к самоудовлетворению. Опасными были признаны разгорячающая пища (мясо, специи, сыр, шоколад, соленья), спиртные напитки, чай и кофе; свивальники и тесная одежда; непросвещенные кормилицы, которые успокаивали плачущего младенца поглаживанием гениталий; ранний выход в свет — словом, все, что так или иначе будоражило чувственность. Восходящее к Тиссо требование, чтобы дети спали с руками поверх одеяла, дожило до конца советского времени.Взрослым предписывалось лечение спартанским образом жизни, строгой диетой на основе бульонов, каш и яиц всмятку и мыслями о супружестве, которые должны были удержать больного в рамках воздержанности (вот она, протестантская логика). Врачи также рекомендовали частую смену занятий, укрепляющие приемы хины и железных опилок, окуривание гениталий, зельтерскую воду и прохладный душ для нижней части тела.Особое внимание уделялось чтению: романы, возбуждающие фантазию, и телесные движения, возбуждающие тело, считались одинаково вредоносными.Воображаемое отделяло онанизм от сладострастия и делало его гораздо более опасным предприятием: во-первых, тело возбуждалось «неестественным» образом; во-вторых, оно не испытывало непосредственное удовольствие, а повторяло прошлый опыт; в-третьих, «считалось, что преданный онанизму ограничивается самим собою и удаляется от общества, между тем как совокупление сближает человека с людьми и удаляет от одиночества».Соответственно, порочные фантазии способствовали асоциальности, а борьба с онанизмом оказывалась борьбой медицины за успешное воспроизводство здорового общества и его целостность.