Конспект 1-й главы:
*Смирение и немощности своей постоянное признание и чувство
*всегдашнее упражнение воли в вожделевании одного того, что благоугодно Богу
стыд великий, что те, которые подвизаются на ристалищах в телесных и внешних подвигах, в пять раз больше от всего воздерживаются, чтобы получить какой-нибудь тленный венец из дикой маслины, или из пальмовой ветви, или из финиковой, или из лавровой, или из миртовой, или из другого какого растения; а вы, имеющие получить такой нетленный венец, проводите жизнь свою в нерадении и беспечности. Не пробудит ли вас от этого сна хоть слово св. Павла, который говорит: «не весте ли, яко текущии в позорищи вси убо текут, един же приемлет честь? Тако тецыте, да постигнете. Всяк бо подвизаяйся от всех воздержится: и они убо да изтленен венец приимут, мы же неизтленен» (1 Кор. 9:24-25).
*совершитель победы Бог
*самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним.
*они любят жить по своей воле и всегда упорны в своих решениях
*смирить себя паче всех тварей, почитая любезными друзьями гонителей своих, как орудия Божественной к ним благостыни и споспешников их спасения.
*исповедание благости и величия Божия
*сознание нашей ничтожности и склонности на всякое зло
*совершенная покорность воле Божией; и при том желание всего этого и совершение от чистого сердца, «во славу Божию» (1 Кор. 10:31), только для одного благоугождения Богу, только потому, что так хочет Он Сам и что так надлежит нам любить Его и работать Ему.
*Вот покорность воле Божией, которой требует от нас Искупитель наш и Учитель и собственным примером Своим и Своим словом:
«Отче наш... да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли» (Мф. 6:10)
«не Моя, Отче... но Твоя да будет воля» (Лк. 22:42)
«снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин. 6:38)
*Все должен ты предать в жертву Богу и творить одну волю Его.