Привет!
Порой вижу, что среди форумчан мелькают то тут, то там, фразы: «надо бы историю поучить» и т.д. В этом топике – несколько элементарных методов, написанных простым языком, которые помогут вам разобраться в этой прекрасной и, главное, нужной абсолютно всем и каждому науке.
1) «Википедим»:
Итак, господа, покончили с рукоблудием, стало намного больше свободного времени? Чтобы провести его с пользой, советую вооружиться следующим правилом: в течении каждого дня читать по 35-45 минут в день Вики. Разумеется, данный ресурс – мягко говоря – не всегда содержит объективное знание, но для старта – это идеальный вариант, чтобы сформировать базовое представление. Важное правило: когда читаем, акцентируем внимание только на какой-то одной проблеме/стране. К примеру, если вы взялись читать об истории Германии – основной акцент, соответственно, делайте на Германию. Не прыгайте по веткам с Австро-Венгрией, Италией и т.д.
2) Сравниваем и критикуем:
В России, по сути, популяризаторов истории – раз, два и обчелся. На ум приходят Мединский В.Р. и Стариков Н. Работы их, конечно, очень противоречивые. Но объясняю в чем дело: находим книгу Старикова/Мединского. Внимательно, а не на «тяп-ляп» прочитываем. Как только мы закрываем книжку, мы не забываем о ней, а знания, из неё почерпнутые, не воспринимаем как абсолютную догму. Наоборот: мы активно гуглим статьи, посвященные критике данной книги. В результате получаем знания более объективные: 1) из, собственно, исследований господ Стар. и Мед., 2) дополнение от их критиков. Перекрестная критика – важное дело.
3) Изучаем ремесло историка:
Лучшая книга по этой теме так и называется: «Апология истории или ремесло историка» (Марк Блок). Скачиваем, читаем. Сам автор (француз, профессиональный историк/педагог, воевал против немцев в отрядах сопротивления) пишет просто, понятно и доходчиво. Он объясняет базовые знания о любимой науке: методы критического анализа/синтеза, работу с историческим источниками и т.д.
Если книга прочитана, а душа просит подобного, то смотрим более «сухой» труд учителей Блока - Ланглуа и Сеньобоса – «Введение в изучение истории».
4) Углубленно исследуем любимую тему:
Любите вы, к примеру, франко-прусскую войну 1870-1871 гг. Так любите, что всё доступное по ней изучили: вики прочитали, учебники и т.д., а чего-то нового узнать все равно хочется. Выход прост: изучайте научные статьи из русских рецензируемых/нерецензируемых журналов. 1) Идем на сайт «Киберленинка» и смотрим там статьи по войне; 2) Регистрируемся в электронной библиотеке eLibrary и ищем научные статьи уже там; 3) Обращаем внимание на европейскую систему ERIH PLUS – регистрируемся и ищем статьи там на английском.
5) Познаем историю через художественную литературу:
Здесь все просто: находим и читаем исторические романы. В голову первым делом приходят книжки В. Пикуля, Чжан Юн; вообще авторов очень много. Но после прочтения не забываем развить своё критическое «чутьё»: гуглим, а что же всё-таки автором преподнесено не верно.
6) Знакомимся с классиками:
Имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Толстого тебе, разумеется, хорошо известны. А знаешь ли ты кто такие 3К+П+С? Нет? Знакомься, классики от истории: Ключевский В.О., Костомаров Н.И, Карамзин Н.М., Платонов С.Ф., Соловьев С.М. Их труды в науке – это примерно, как «Капитанская дочка», «Война и мир», «Мертвые души» и «Герой нашего времени» в литературе. Классика она и есть классика…
* * *
PS: всё это - первое, что пришло в голову. Акцент сделан на читателей без исторического образования, которые готовы уделять истории 35-60 минут в день. Основная мысль, которую я хотел донести - развитие критического отношения к науке. Порой люди, прочитав ту или иную книжку, начинают воспринимать всё в ней написанное - как абсолютную истину. Это не абсолютная истина, это - абсолютное невежество.
PSS: к будущим противникам Старикова и Мединского - читайте пункт № 2 + PS № 1 внимательно.
PSS: к будущим защитникам Старикова и Мединского - читайте пункт № 2 + PS № 3 ещё внимательнее.