А я все же убежден, что прощение происходит именно в покаянии, где бы и как бы оно не было. Примеров тому множество и в житиях святых (прп.Мария Египетская и множество преподобных отшельников) и в святоотеческой литературе.
Без покаяния и Исповедь - ничего не очистит.
Правильно.
Покаяние состоит 3-х этапов:
1) Покаяние в душе. Оно может быть и перед иконами, и просто в душе - это уже не суть важно.
Главное - чтобы человек понял в своей душе, что так как он живет, жить нельзя, и надо чего-то изменить.
2) Покаяние в храме у аналоя перед священником.
Священник, как совершитель Таинства - читает разрешительную молитву. Бог же нам при этом невидимо прощает исповеданные грехи.
3) Результат покаяния.
Покаявшись в душе, и получив отпущение грехов в храме - мы должны "принести достойные плоды покаяния" (Лк. 3, 8), то есть - изменить свою жизнь.
Само слово "покаяние" - по гречески "метанойа" - переводится как "изменение ума".
Если этого нет, и мы продолжает после исповеди прежнюю жизнь - то покаяние наше оказывается тщетным.
Если в покаянии нет хотя бы одного из этих 3-х этапов - оно не совершается.
Если нет предварительного раскаяния в душе (1-й этап) - то наша исповедь будет лишь сухим перечислением недостатков (которые мы вряд ли даже в таком случае осознаем как грехи) - и естественно мы не меняем после такой Исповеди жизнь (отсутствует 3-й этап).
И священник в храме скажет "прощаю и разрешаю", а Бог в это время скажет - "А я не прощаю и не разрешаю"...
Если нет 2-го этапа - Исповедания грехов перед священником, то при все нашем раскаянии грехи наши останутся, и прощены не будут.
Я не говорю о некоторых особым моментах - например, человек раскаялся, пошел в храм на Исповедь, а его по дороге сбила машина, и он умер.
Бог не формалист, и Он намерение принимает как дело.
Но если нет самого намерения Исповедать грехи, а есть желание "отделаться" покаянием "в душе" - то грехи остаются при нас.
Ну и наконец при отсутствии 3-го этапа - изменения жизни (хотя бы намерения к таковому) - Исповедь наша оказывается ложью. Ибо исповедая грехи - мы тем самым обещаем Богу изменить нашу жизнь, но ее не меняем... Будут ли прощены такие грехи?
"То что свяжите на земле - будет связано на Небе и что разрешите на земле - будет разрешено на Небе" - сказано (дано), думаю, не только апостолам (священникам) но, и всей церкви, каждому человеку.
Ну вот здесь согласиться уже нельзя. Такая мысль близка к протестантизму - где все таинства может совершать любой человек.
Ведь если считать так - то я могу не идти в храм на Исповедь, а пойти к тебе домой, покаяться, и ты прочтешь мне разрешительную молитву, и грехи простятся?
А зачем тогда существует священство, если каждый человек может совершать Таинства?
Зачем апостолы возлагали руки на избранных своих учеников (тем самым преподавая им свою благодать, полученную ими от Самого Христа), на совершение священнодействий, поставляя их старшими в общинах первых христиан?
Ведь все мог делать любой и просто так, без всякого возложения рук апостолов....
прп.Мария Египетская и множество преподобных отшельников
Ну не знаю, кого ты подразумеваешь под "другими отшельниками", но конкретно на пример с Марией Египетской можно сказать следующее.
Перед смертью своей - она встретилась с преподобным Зосимой и рассказав ему о своей жизни - тем самым исповедовалась ему. И принесла покаяние именно перед священником (ибо Зосима имел священный сан). И приняла именно из рук его Святое Причастие.
Да, она не исповедовалась и не причащалась всю жизнь. Но во первых, в пустыне она уже вела праведную жизнь.
А во-вторых, Бог, зная час смерти ее - привел к ней священнослужителя, перед которым она принесла покаяние, получила прощение своих грехов, и причастившись Святых Таин - уже только после этого отошла в иной мир.