Отправлено 06 Декабрь 2014 - 13:29
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «КАПСУЛА УДОВОЛЬСТВИЙ»
(тест на гедонизм)
Представьте что вам перелагают ближайшие 20 лет провести в «капсуле удовольствий». Вас помещают в изолированную капсулу и к вашей кровеносной системе подключают аппарат, который медленно вводит вам в кровь суперсовременный наркотик. Наркотик абсолютно безвредный и не вызывает побочных эффектов. Чтобы ваше тело находилось в хорошей форме, к нему подключены специальные мышечные тренажеры, которые держат в тонусе ваши мышцы без вашего сознательного усилия. Ваша физическая форма через 20 лет будет ничуть не хуже чем сейчас.
Наркотик вызывает у вас абсолютно реальные галлюцинации, которые вы не можете отличить от реальности. В этих галлюцинациях вы получаете все мыслимые вами удовольствия. Если вы получаете удовольствие от ощущения собственной гениальности, то в своих галлюцинациях вы будете гениальны не меньше Альберта Эйнштейна и Стива Джобса. Если ловите кайф от ощущения власти над другими людьми и великих свершений, то в галлюцинациях сможете получать удовольствие будучи подобным Александру Македонскому или Владимиру Путину. Если получаете удовольствие от более простых радостей – от еды и секса, то в галлюцинациях в вашем распоряжении бесконечное разнообразие еды от лучших поваров мира, и бесконечное разнообразие сексуальных партнеров всех возрастов, рас и национальностей. Все эти удовольствия не сопровождаются никакими отрицательными эмоциями (удовольствия первого типа - что это такое смотрите дальше).
ВОПРОС: Согласились бы вы лечь в эту капсулу. Попробуйте как можно подробнее обосновать свой выбор.
PS/ Если кого-то пугает слово «наркотик», то можно представить что в ваш мозг вставлен электрод, который производит то же самое действие и вызывает те же самые галлюцинации.
СМЫСЛ ЖИЗНИ И УДОВОЛЬСТВИЕ
Есть банальные удовольствия – вкусная еда, бурный секс, чтение интересной книги, просмотр хорошего фильма, общение с приятными людьми. Никто не будет спорить, что эти все эти занятия доставляют людям удовольствие. Философская система, утверждающая, что смысл жизни человека состоит в том, чтобы за свою короткую (по меркам существования вселенной) жизнь получить как можно больше удовольствий называется гедонизмом. Человеком движет стремление к удовольствию и только оно – считают гедонисты.
А что же движет солдатом, жертвующим своей жизнью, ради спасения жизни своих товарищей? Тоже удовольствие?
«Конечно» - ответит гедонист. Хотя удовольствие, получаемое этим солдатом довольно специфическое – солдат находит удовольствие в том, чтобы следовать своему солдатскому долгу.
А ученый закопавший себя в пыльной библиотеке, испортивший себе зрение от чтения бесконечных научных трактатов - он тоже получает удовольствие?
"Несомненно" - ответит гедонист - "он получает удовольствие от поиска истины"
А террорист в религиозном экстазе взрывающий себя на станции метро - он тоже получает удовольствие?
«Безусловно» - ответит гедонист – «его религиозный экстаз приносит ему ни с чем несравнимое удовольствие».
И на логическом уровне с этим сложно поспорить. Но если смешать в одну кучу удовольствие от еды, удовольствие от чтения книги и удовольствие предсмертного религиозного экстаза, мы вряд ли поймем что же такое это самое УДОВОЛЬСТВИЕ.
ПОПРОБУЕМ РАЗОБРАТЬСЯ
Увидел человек яблоко, сорвал яблоко, съел яблоко - получил удовольствие.
Увидел мужчина женщину, полюбил мужчина женщину - получил удовольствие.
А вот если яблоко висит не прямо над головой, а метрах в пяти – рукой не достать. А пятиметровая лестница есть только в соседней деревне – а до нее три часа пешком – да еще по жаре, да еще по пересеченной местности. А если для того чтобы полюбить женщину, нужно эту женщину завоевать. А чтобы завоевать женщину нужно подарить ей цветы, а цветы эти опять же растут только в соседней деревне, до которой три час пешком, да еще по жаре, да еще по пересеченной местности…
Понятно, что ради удовольствия, которое нам обещает поедание спелого красного яблока можно сначала и пострадать. А уж тем более можно пострадать, чтобы тебя полюбила прекрасная незнакомка, мелькнувшая в окне соседнего подъезда.
УДОВОЛЬСТВИЕ ПЕРВОГО ТИПА
Удовольствие, которое можно получить, не испытывая предварительно никаких неприятных эмоций можно назвать удовольствием первого типа. Это непосредственное удовольствие «здесь и сейчас», чистый кайф, незамутненный никаким негативом.
Расплата за удовольствие в этом случае если и наступает, то всегда потом, в будущем. Действует принцип – сначала пользуйся, потом плати. Выпил сегодня бутылку вина, получил удовольствие, а вот расплата за это удовольствие наступит только завтра утром. Но согласитесь – когда пьешь вино, задумываться о том, что наступит завтра как-то не хочется. Всегда есть надежда, что на этот раз все обойдется и завтра так никогда и не наступит. А если сегодня очень хочется тусануться с лучшими друзьями, хотя завтра сдача экзамена по матанализу и разум подсказывает, что надо идти и учить математику, а ноги сами собой идут не в «боталку», а в клуб. И ты вроде умом понимаешь, что если завтра не сдашь экзамен, то огребешь кучу неприятностей. Но все эти неприятности будут завтра, а вот друзья и тусовка прямо здесь и сейчас. Будущее вытесняется из сознания, в субъективной реальности (а именно она важна) никакой расплаты за удовольствия никогда не наступит.
Строго говоря, когда гедонист говорит об удовольствии, он имеет ввиду удовольствие именно этого типа. С точки зрения гедонизма любое страдание абсолютно бессмысленно, нужно избегать любых страданий, нужно получать удовольствие «здесь и сейчас», без всяких предваряющих или сопровождающих удовольствие неприятных действий. А если иногда эти неприятные действия все же приходится совершать, то связано это исключительно с несовершенством нашего мира. А значит с точки зрения гедонизма в совершенном мире, удовольствие должно получатся без всяких предварительных страданий.
У такого философского подхода есть практические следствия, которые вы и сами можете наблюдать в повседневной жизни – своей или своих друзей. Скажем, встретились парень и девушка, они друг другу нравятся, им хорошо вместе, у них букетно-конфетный период отношений, они получают от общения друг с другом массу удовольствия. Но, как известно, букетно-конфетный период рано или поздно заканчивается. Рано или поздно даже у самых симпатичных друг другу людей начинаются конфликты с выяснением отношений – кто прав, кто виноват, кто в паре умнее, кто главнее и т.д .и т.п.. Что делать людям, исповедующим гедонистическую философию? Да очень просто – нужно сказать друг другу «спасибо» за приятно проведенное время, и спокойно разбежаться в разные стороны в поисках нового партнера, с которым можно снова испытать букетно-конфетный период, не омраченный взаимными претензиями и бытовыми сложностями. Естественно и этот период когда-нибудь закончится, а значит нужно все начинать сначала. Идеалом гедонизма являются легкие и не напрягающие людей отношения - люди без напряжения сходятся, получают друг от друга удовольствие и так же без напряжения расходятся, как только праздник заканчивается. Именно «праздник» является одним из ключевых понятий философии гедонизма – идеальная жизнь это бесконечный праздник, в котором нет места будням. И хотя мало кто действительно практикует такие отношения, очень много людей о них только и мечтает.
УДОВОЛЬСТВИЕ ВТОРОГО ТИПА
Что же такое удовольствие второго типа? Перевернем предыдущую конструкцию «вверх ногами». Удовольствие второго типа всегда следует за страданием, потому что является не процессом, а целью. Мы всегда только надеемся получить его в будущем. Сегодня я сделаю неприятную, но требуемую начальником работу, зато завтра мне дадут премию, на которую я куплю себе новую машину. А может не себе, а своей возлюбленной, и она ответит наконец ответит взаимностью. А то и сам стану начальником. Хочу хорошо научиться играть на гитаре, но понимаю, что для этого нужно много и тяжко трудиться. Иногда и тяжкий труд бывает «в кайф», но далеко не всегда, иногда нужно себя «изнасиловать» по полной программе, заставить себя работать «через не хочу».
РАЙ И СЛЕДУЮЩИЕ ЖИЗНИ
Иногда получение удовольствия второго типа выносится не просто в будущее, а в очень далекое будущее – в пределе за границы земной человеческой жизни. Если будешь вести праведную жизнь, попадешь в рай. Если будешь правильно жить в этой жизни, в следующей родишься красивым, талантливым, а может даже гениальным - каждый может продолжить список самостоятельно, в зависимости от того чего сам хочет. Вся эта жизнь оказывается лишь подготовительным периодом чему-то, что последует после смерти.
ПОДОЗРЕНИЯ В ОБМАНЕ
Получу ли я в результате удовольствие, на которое рассчитывал, когда страдал? А вдруг машина не принесет радости, а окажется всего лишь средством передвижения. А возлюбленной нужна вовсе не новая машина, а что-то другое, о чем ты и понятия не имеешь. А игра на гитаре, даже виртуозная принесет меньше радости, чем бренчание на игрушечной балалайке, подаренной тебе в шесть лет дядей по материнской линии. А вдруг рая не существует, а перевоплощение души – всего лишь сказка, выдуманная дремучими и отсталыми индусами, которые никак не хотят воспринимать передовые взгляды современной науки об устройстве вселенной. Всегда невольно закрадывается мысль – страдать придется сейчас, а удовольствие будем потом - в будущем. Да еще и еще неизвестно - будет ли. Вернешься с лестницей наперевес к той самой яблоне, уставший как собака после шестичасового путешествия по жаркой и каменистой местности, да еще и с тяжеленной лестницей на плечах, а яблоко уже сорвал и съел кто-то другой. Преодолеешь все сложности нелегкого путешествия к цветочной клумбе и обратно, а красавица возьми да и отхлестай тебя по щекам тем самым пучком роз, ради которого натер ты себе мозоли на обеих ногах и исколол все руки об шипы, без которых как известно роз не бывает. А может Бог с ним, с этим яблоком? Да и с этой женщиной заодно? Стоит ли так страдать?
ПРИМЕЧАНИЕ 1:
Противопоставление удовольствия первого типа и удовольствия второго типа это вовсе не противопоставление физиологических и психологических удовольствий как может показаться на первый взгляд. В примере с мужчиной, которому нужно завоевать женщину, чистым удовольствием (удовольствием первого типа) может быть как раз сам процесс завоевания. А вот все что происходит после этого (секс например) вполне может восприниматься как неприятная расплата за полученное удовольствие (кстати такой вариант не является слишком экзотическим). У женщин подобное поведение еще более распространено. Многих женщин процесс флирта и соблазнения мужчины возбуждает гораздо больше чем сам секс.
ПРИМЕЧАНИЕ 2:
Когда мы говорим о страдании речь вовсе не идет о труде. Труд сам по себе может доставлять удовольствие в режиме здесь и сейчас. Легко представить себе грузчика, которому переноска тяжеленных мешков, которые вы и поднять не сможете, доставляет совершенно непосредственное физиологическое удовольствие, потому что ему приятно ощущение нагруженных мышц. То же самое касается и программиста, который всю ночь увлеченно работал над доведением своего программного кода до совершенства. В том же самом примере с яблоком некоторым людям было бы в кайф сбегать за три километра и обратно, просто потому что они очень любят бегать.
Страдание это отрицательные эмоции – когда вы вынуждены делать то, что не хотите делать, когда недовольны собой или другими, когда вы испытываете ощущение безнадежности и тоски и т.д. и т.п.