Перейти к содержимому


Фотография

Психологические аспекты первичной и вторичной профилактики зависимости (на примере порнозависимости)


  • Закрытая тема Тема закрыта
В этой теме нет ответов

#1 Arch Enemy

Arch Enemy

    ВРАГ ОНАНИЗМА

  • Доверенные
  • Пользователь 4
  • 10 298 сообщений

Отправлено 03 Сентябрь 2012 - 18:48

http://telepovs.ru/articles/article8/

Психологические аспекты первичной и вторичной профилактики зависимости (на примере порнозависимости)

К.пс.н. Телепова Надежда Николаевна, старший преподаватель кафедры современных технологий и качества образования ЦРО г.Самары.



В данной статье рассматривается зависимость как феномен, имеющий биологическую, социальную и психологическую природу, анализируются основные причины возникновения зависимости (в частности, сексуальной).

Рассматриваются психосоциальные факторы и аспекты, необходимые для первичной и вторичной профилактики любой зависимости.

Статья содержит серию рекомендаций для психологов, педагогов и специалистов социальной сферы, работающих по преодолению зависимостей среди населения (в том числе в молодежной среде).




Дать однозначное определение такого явления, как "зависимость", непросто. Психотерапевт, доктор медицины Эрнст Росси предложил следующее определение:

"Зависимость есть заболевание социальных коммуникаций, которое организм отражает в себе как кризис передачи информации в организме"(1).


Происходит подмена реальных отношений и сенсорных ощущений, блокирующая процесс самосознания и личностного роста человека.

В настоящее время круг различного вида зависимостей, попавших в поле зрения специалистов, расширился. Кроме табакокурения, алкогольной и наркотической зависимостей сегодня терапевты, психиатры и психологи говорят об игромании, трудоголизме, интернетзависимости, порнозависимости, переедании, чрезмерном увлечении шопингом и др.. То есть понятие "зависимость" уже давно вышло за рамки привычных ассоциаций с употреблением химических веществ.

Лечение любого рода зависимости (не важно, понимаем ли мы под словом "лечение" употребление медикаментов, психологическую коррекцию или приобретение определенных социальных навыков) необходимо строить на понимании биологической природы этого заболевания.

Особую роль в процессе заболевания любым видом зависимости играет зона головного мозга, отвечающая за выживание организма- лимбическая система:

  • В этой зоне мозга расположены нейрохимические центры, чувствительные к определенным нейромедиаторам, которые участвуют в зарождении нервных импульсов, проведении и передаче их на периферию и, в конечном итоге, в работе всех наших органов.
  • Из лимбической системы мозга импульсы посылаются в эндокринную систему организма.
  • Через эндокринную систему контролируется работа всех внутренних органов.
  • Из головного мозга сигналы передаются в спинной мозг, а оттуда ко всем периферийным отделам.
  • В лимбической системе преобразуются стимулы и сигналы как из внутренней среды организма, так и из внешней.
  • Это зона, контролирующая наше эмоциональное состояние и поведенческую активность.
  • В этой зоне локализуются такие центры, как центр удовольствия, экстаза, эйфории, центр неудовольствия, отрицательных эмоций, центр жажды, центр голода, центр половой доминанты.
  • Лимбическая система порой действует вопреки кортексу- части головного мозга, расположенной лобных долях и отвечающей за осознанные решения в соответствии с принятой и сохраненной информацией.
  • У лимбической системы "память", иная, нежели у кортекса: она не "понимает" разницы между тем, что произошло 30 лет назад и вчера, и поэтому некоторые травмы детства являются для нее столь же актуальными, как и то, что произошло несколько часов назад.
  • Лимбическая система может быть негативно запрограммирована травматическими переживаниями (например, воспитанием в дисфункциональной семье, гипоксией во время плодного периода, травмами головного мозга и т.д.).
  • Именно лимбическая система находится в прямой связи с нашими убеждениями, поступками и зависимостями.


В 1990 году в Центре профилактики и контроля заболеваний в Атланте Доктор медицины Роберт Анда провел следующие исследования. Пациентам этого Центра, ежегодно проходившим профилактический медицинский осмотр для получения биометрической, психологической и социальной информации об их состоянии, предлагались дополнительные вопросы, касающиеся их детства.

Эти вопросы были распределены потрем категориям. Первые три включали в себя возможные действия направленные на обследуемых в детстве:

  • физическое насилие,
  • сексуальное насилие,
  • вербальное насилие.


Пять других категорий вопросов касались дисфункционального состояния семьи, в которой ребенок является невольным наблюдателем травм в зоне ближайшего окружения или переживает отвержение:

  • где физическое насилие применялось к его матери;
  • где один из членов семьи был алкоголиком или употреблял наркотики;
  • где хотя бы один биологический родитель отсутствовал в его жизни;
  • где кто-то из членов семьи находился в заключении;
  • где кто-то из членов его ближайшего окружения был в состоянии хронической депрессии, суицидальном настроении или умственно больным.


Каждая категория (не событие в данной категории, а именно категория) оценивалась в один балл. Результаты этого исследования поразили врачей.

У тех, кто набирал 4 балла:

  • В 3,9 раза возрастала вероятность того, что человек начинал курить.
  • В 3,9 раза возрастала вероятность наличия легочных заболеваний.
  • В 2,5 раза возрастала вероятность наличия ИППП (инфекции, передаваемые половым путем).
  • В 4,6 раза возрастала вероятность хронической депрессии.
  • В 12.2 раза возрастала вероятность суицида.


У тех, кто набирал 6 баллов, в 46 раз возрастала вероятность употребления инъекционных наркотиков.

Выборка составила 17.000 человек, причем практически все обследуемые принадлежали к среднему классу.

Доктор Анда совместно с доктором Фелитти и другими исследователями опубликовали свои данные и выводы в ”American Journal of Preventive Medicine” и ”Jounal of American Medical Association” (1998).

"Если не обращаться к лечению детской травмы, к восстановлению утраченных положительных эмоциональных связей в лимбической системе, то мы никогда не сможем помочь людям изменить саморазрушающее поведение. Они никогда не перестанут курить, употреблять наркотики или алкоголь, не выйдут их состояния депрессии или переедания" (6).


В 1953 году американский ученый Джеймс Олдс провел серию экспериментов по вживлению крысам в лимбическую систему (он ее назвал тогда "центром удовольствия") микроэлементов. Животные обладали возможностью нажимать на рычаг и таким образом стимулировать систему подкрепления ("центр удовольствия") слабым разрядом электрического тока. Эксперимент показал, что животное начинало постоянно обращаться к данному стимулированию и, нажимая на рычаг, доводило себя до физического истощения, приводящего к гибели. Именно активацией этой системы в значительной степени определяется формирование синдрома зависимости.

Нейромедиаторы, образующиеся в головном мозге, отвечают за эмоциональное состояние эйфории, радости, стабильности, положительной мотивации и т.д. Их повышенное количество определяет позитивное эмоциональное состояние ("оптимизм"). Их недостача- "пессимизм".

В частности, недостача дефомина приводит к депрессии, недостача норэпинефрина– к недостатку жизненной энергии, недостаток серотонина– к тревожности и раздражительности и т.д.

При возникшем дефиците этих нейромедиаторов, лимбическая система, подвергшаяся воздействию искусственного стимулирования, производит тягу человека к искусственному вводу таких медиаторов.

В данном случае это происходит либо путем употребления химических веществ (алкоголь или наркотик), либо путем стимуляции (как крысы через рычажок) посредством иных видов зависимости (игромания, интернетзависимость, сексуальная зависимость и т.д.).

При таком искусственном воздействии мозг получает сигнал: нейромедиаторов в наличии много, следовательно, их нужно вырабатывать естественным путем уже меньше.

Когда же действие искусственного введения медиаторов в организм заканчивается, организм человека опять ощущает острую нехватку эмоциональной стабильности и положительных ощущений.

Из-за того, что медиаторов вырабатывается естественным путем еще меньше, употреблять искусственный ввод требуется теперь более интенсивно. Таким образом, формируется изменение толерантности (увеличение дозы). Это первый симптом формирования любой зависимости, в том числе зависимости от порно.

Для иллюстрации пагубного влияния зависимости на организм человека приведем письмо одной женщины перед началом реабилитации их семьи.

"…Мы с мужем изо всех сил стараемся дорожить друг другом, но есть одно «но», которое портит все. Сразу после свадьбы мой муж признался мне, что он зависим от порно. Вот уже полтора года я нахожусь в состоянии постоянного стресса. Только от мысли, что он мне изменяет (пусть даже не физически), я прихожу в отчаяние и ужас. Я ему говорю, что мне больно от этого, а он: "…я ничего поделать не могу, потому что такими мужиков создал Бог".

А еще недавно он мне заявил: "Я люблю тебя одну, но сексом жажду заниматься чуть ли не со всеми вокруг!" Разве можно на это реагировать спокойно? Я очень люблю его, и мне несказанно больно слышать эти слова. Да и он уже сам хочет избавиться, но не может.

Недавно, после замечательно проведенного вечера, когда мы оба были настроены на хороший интим, я пошла на кухню, чтобы приготовить чай, а он включил компьютер, чтобы посмотреть электронную почту, и… уже через две минуты был на сайте порно, с виноватым лицом сказав мне: "Я и сам не знаю, как это вышло…".

У него начались проблемы на работе из-за внезапных вспышек раздражительности, невыполнения обязательств и прогулов. Он находится то в состоянии возбужденности, то в глубокой депрессии, в последнее время начались проблемы со сном– без снотворного уже заснуть не может. Иногда вдруг ни с того, ни с сего, начинается рвота, очень частые головные боли.

Мы оба понимаем, что он болен. Но проблема заключается в том, что муж не связывает эти симптомы с увлечением порно. Может быть, потому что это увлечение присутствует в его жизни с самого юношества, но теперь с каждым днем эта его зависимость усиливается. Иногда он в отчаянии говорит: давай уедем в глушь! Но поможет ли это?…"


Налицо все симптомы зависимости (в данном случае- аддикции от порно):

Во-первых, как уже было сказано, происходит изменение толерантности. Зависимость с временем усиливается, обычный сценарий подобного увлечения такой:

  • от сексуальных фантазий- к порнографии,
  • от порнографии- к сексу по телефону,
  • от секса по телефону- к непристойным вольностям,
  • от непристойных вольностей- к психосоматическим нарушениям и/или изнасилованию, эксгибиционизму и т.д..


Второй симптом- синдром отмены или "ломки" (абсцинентный синдром). Он характеризуется тем, что человек ощущает дискомфорт и острую потребность в постоянном возврате к зависимому поведению как единственно действенному для него способу достижения эмоциональной стабильности.

Третий симптом- потеря контроля- начал смотреть электронную почту, а очутился на порносайте. Порнозависимость становится часто повторяющейся, неуправляемой, разрушительной.

Четвертый симптом- безуспешные попытки воздержания. Воздержание (без комплексного лечения, включающего психологическую поддержку), как правило, приводит к смене вида зависимостей: от алкоголизма- к трудоголизму, от порноаддикции- к интернетзависимости, от игромании- к шопинг-аддикции, и т.д..

Пятый симптом- резкие изменения в образе жизни (внезапное прекращение учебы, неожиданная перемена места работы или местожительства). Пребывание в иллюзорном мире ("вот переедем в другой город (другую страну, деревню), тогда заживем!").

Шестой симптом зависимости- продолжение разрушающего поведения, несмотря ни на что (не смотря на то, что семья разрушается, что здоровье ухудшается), а так же оправдание себя различными путями ("такими нас, мужчин, создал Бог").

Седьмой симптом- отрицание своей зависимости. Твердая уверенность, что "я справлюсь, как только захочу".

Развиваясь, зависимость последовательно проходит через несколько стадий:

  • социальную,
  • психическую,
  • физиологическую.


Каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а добавляет к картине заболевания все новые проявления, причем физиологические проявления находятся на последнем месте.
Это означает, что в огромном количестве случаев для того, чтобы прекратить зависимое поведение, человек не нуждается во врачебной помощи.

Широко распространенное мнение, что "если физическая зависимость не формируется, то о серьезном вреде здоровью говорить не приходится",- опаснейшее заблуждение. Психическая и социальная зависимость ничуть не менее разрушительны. Именно они приводят к тяжелейшим депрессиям, порождают страх и отчаяние, являются причиной попыток самоубийств.

Преодолеть психологическую тягу бывает труднее, чем снять физическую зависимость некими медикаментозными процедурами. Более того, "социальная и психическая зависимости рано или поздно приводят к физиологическим нарушениям организма, как следствие неадекватной работы лимбической системы" (6).

Обнаружено, что все зависимые изначально испытывали характерное переживание неудовлетворенности потребностей в признании, в принадлежности к значимой группе, в любви, уважении, являющихся для индивида первостепенно-значимыми.

Нерешенные в подростковом возрасте задачи взросления трансформируются в различные "комплексы личностной неполноценности" и во всевозможные виды зависимостей.

Освобождение от аддикции есть ни что иное, как обретение качественно иных отношений с самим собой, с окружающими и с трансцендентным. Что касается сексуальной зависимости, показательны следующие факты (5):

  • Средний возраст первого знакомства с порнографией для порно аддиктивных людей- 11 лет.
  • Средний возраст, в котором они обращаются за помощью- 30-35 лет.
  • 80% порнозависмых, состоящих в браке, думали, что брак решит их проблему зависимости.
  • 81% порнозависмых пострадали от сексуального насилия.
  • 68% порнозависмых имели отца, деда или старшего брата, имевшего проблемы с порно или нерегламентированным сексуальным поведением.


У людей, переживших в период своего личностного становления психологические травмы (жестокое обращение, пренебрежение, бедность, несчастные случаи, потеря доверия близким людям и т.д.), произошла запрограммированность лимбической системы, которая отвечает за выживание организма в целом, на избегание эмоциональной боли.

То есть зависимые люди "бегут" в зависимость, вместо того, чтобы решать возникающие проблемы. Важно понимать, что зависимые люди практикуют зависимое поведение не ради поиска особых ощущений, но ради обретения чувства собственной полноценности.

Все то, что помогает человеку почувствовать себя в безопасности и снизить напряжение, что повышает содержание нейрохимических веществ в лимбической системе, побуждая мозг таким образом ассоциировать данное поведение с выживанием и достижением удовольствия, может стать объектом зависимости.

Неспособность доверять и формировать привязанность приводит к страху, тревожности, изоляции и самостоятельному восполнению потребностей. Зависимость- это способ самостоятельного удовлетворения нужд.

Именно поэтому выздоровление, направленное на лечение лимбической системы (того, что лежит в основании саморазрушительного поведения), является процессом, в котором человек вновь учится доверять. Следовательно, обретение навыков общения и качественно иных отношений как основное условие выздоровления не может проходить в одиночку.

Основные факторы для обретения новых отношений:

  • взаимная подотчетность,
  • открытость,
  • верность взаимным обязательствам.


Кроме того, этот процесс социально-психологической реабилитации должен включать в себя пять необходимых компонентов:

  • 1. Когнитивный (информационный),- донесение необходимой информации до сознания человека.
  • 2. Рефлексивный- "примерение" информации на себя, анализ ее актуальности.
  • 3. Мотивационный- побуждение к действию после осознания актуальности информации.
  • 4. Поведенческий- изменение акций в пользу избавления от разрушающего поведения.
  • 5. Ценностно-смысловой (духовно-нравственный)- понимание аддикции как выражение кризиса духовности; формирование системы ценностей, из которых зависимость исключается.


В контексте выздоровления от зависимости существует много подходов:

  • личностно ориентированный;
  • подход, основанный на аффективном обучении (развитии эмоциональной сферы человека);
  • досуговый (альтернативный);
  • этно-культурный и др..


На данном этапе научного подхода к помощи аддиктивным людям теоретически обоснована и практически подтверждена необходимость как первичной профилактики зависимостей, удерживающей здоровых людей от попадания в зависимость, так и вторичной, которая удерживает тех, кто находится в состоянии ремиссии (воздержания).

Первичная профилактика зависимости должна быть направлена на содействие в решении противоречий, конфликтов взросления (особенно в подростковый период), когда происходит интенсивное развитие личности.

Профилактика зависимости является результативной, если содействует подростку в решении задач его взросления. В условиях попадания в зависимость, личность человека "застревает" на том социо-био-психологическом уровне, с которого зависимость начала свое пагубное воздействие на организм.

Преобразование внутриличностных противоречий в развивающие личность побуждения способствует становлению субъектности (личной ответственности, самопричинности) и взрослению (не только биологическому).

Профилактика (как первичная, так и вторичная), должна проводиться в группах поддержки. Взаимная подотчетность, открытость, верность взаимным обязательствам- основные факторы результативности такой группы.

Самая первая по значимости группа поддержки, нуждающаяся в профилактической работе,- семья. Именно в семье происходит личностное становление каждого человека, именно семья определяет конструктивное или деструктивное функционирование лимбической системы.

Зависимость и созависимость- семейные заболевания, точно так же и выздоровление должно стать делом всей семьи. Психологическая помощь семье необходима по всем аспектам. Факт остается фактом: никакая зависимость не развивается у членов гармоничной семьи.

Что касается порнозависимости, гармонизация отношений супругов, по трем определяющим сферам (взаимная подотчетность, открытость, верность взаимным обязательствам) является основным условием для процесса выздороления.

Вторая по значимости группа поддержки- школа. Педагог есть личность, оказывающая далеко не последнее по значимости влияние на становление личности. С нашей точки зрения, необходимы специальные программы, которые вооружали бы педагогов, работающих с молодежью (особенно в возрасте от 11 до 20 лет), необходимой информацией и навыками по диалогизации отношений с подростками.

Диалогизация педагогического процесса зиждется на тех же трех "китах":

  • взаимная подотчетность,
  • открытость,
  • и верность взаимным обязательствам.


Третья по значимости группа поддержки- подростковые клубы и досуговые центры, организованные как специалистами, так и волонтерами, служащие альтернативой для личностной реализации каждого молодого человека в той или иной значимой общественной деятельности.

Профилактика зависимостей в данном случае в этих группах так же в обязательном порядке должна содержать в себе пять аспектов (когнитивном, рефлексивном, мотивационном, поведенческом и ценностно-смысловом), а так же иметь в основе три необходимых фактора диалогизации.

Далее следуют группы поддержки и программы, действующие в основном в направлении вторичной профилактики. Это может быть амбулаторная программа, длящаяся 12-18 месяцев, когда зависимые люди живут дома и 4-5 раз в неделю посещают занятия. Используются и стационарные программы, когда пациент живет и лечится в реабилитационном центре (12-18 месяцев).

В таких реабилитационных программах есть своя "философия", свои психотерапевтические приемы. Но цель у всех одна- научить человека жить "свободным", в длительной ремиссии (на всю жизнь), вернуть его в общество, содействовать приобретению реальных жизненных ценностей, исключающих зависимость любого рода.

Социально-психологические факторы, обеспечивающие успех работы в этих программах, те же самые: взаимная подотчетность, открытость и верность взаимным обязательствам. Точно так же неизменными остаются и пять аспектов научения жизни без зависимости (когнитивный, рефлексивный, мотивационный, поведенческий и ценностно-смысловой).

Подводя итог всему вышесказанному, мы сделаем резюме по поводу зависимости как социо-психического феномена:

  • Зависимость- это первичное заболевание. То есть не "человек деградировал, и поэтому стал зависимым (например, от порно)", а "человек стал зависимым, и поэтому начал деградировать".
  • Зависимость- это хроническое заболевание. То есть его развитие происходит постепенно (не бывает так, что человек вечером заснул здоровым, а проснулся зависимым от порно).
  • Зависимость – это прогрессирующее заболевание. Через год состояние зависимого человека будет уже не таким, как сегодня. Болезнь не стоит на месте. Точно так же и процесс выздоровления не является скачкообразным. Начавшись, этот процесс требует долгих затрат во времени, исерьезной психологической помощи.
  • Зависимость- рецидивирующая болезнь. В процессе выздоровления возможны срывы.
  • Зависимость- смертельная болезнь (по типу сахарного диабета). Она неизлечима. Но с ней можно научиться жить, поддерживая состояние ремиссии. Человек не может отвечать за болезнь (например, больной туберкулезом не может не кашлять), но человек может отвечать за свое выздоровление (соблюдение рекомендаций и жизненных принципов, основанных на ценностях, которые исключают любую зависимость).


Для процесса выздоровления необходима психологическая помощь специалиста и группы поддержки, работа которых содержит в себе следующие компоненты:

  • когнитивный,
  • рефлексивный,
  • мотивационный,
  • поведенческий,
  • ценностно-смысловой (духовный);


и зиждется на трех факторах диалогизации:

  • взаимная подотчетность,
  • открытость
  • и верность взаимным обязательствам.

Начать процесс выздоровления от любой зависимости (в том числе и от порнозависимости) и оставаться на этом пути (в состоянии ремиссии) всю жизнь, в одиночку невозможно.

Литература:

  • 1. Анохина И.П. Биологические механизмы зависимости от психоативных веществ. Лекции по клинической наркологии \Под редакцией Н.Н.Иванца. – М.: РБФ «НАН», 1995 с.16-21
  • 2. Молев Е.И. Био-психо-социо-духовная модель химической зависимости. Лекционный цикл. – М.: РБФ «НАН», 2001.
  • 3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. – С. Петербург: «Евразия», 1999
  • 4. Рыжов В.В. Духовно-ориентированный диалог и диалогическая личность\\ Гуманизм и духовность в образовании: Сборник научных трудов Нижегородской научной конференции. – Н.Новгород: НЛГУ, 1999
  • 5. Dye M., Fancher P. Genesis process. – G.A.P.P., 2007
  • 6. Anda R. Felitti V. Adverse Childhood Experience. – American Journal of Preventive Medicine, 1998.
  • 7. White J. Eros Defilid. - Inter Varsity Press, 1977

  • Вежливый, Lanorsel и Стальной Орёл это нравится


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных